Пакет запутался в ветвях дерева
Пакет запутался в ветвях дерева

Ночь
в тоскливом
октябре

6-7 ноября / Воронеж

Открытый приём заявок

Ночь в тоскливом октябре

Воронежский центр современного искусства и Null Gallery открывают прием заявок на фестиваль «Ночь в тоскливом октябре» в Воронеже для художников, готовых к «лёгкой и тихой», но вдумчивой работе с городским пространством, самоорганизованными площадками и неочевидными контекстами.

К рассмотрению принимаются заявки из любой точки мира, произведения в любой технике и любого масштаба, отвечающие общей идее фестиваля (об этом ниже).
Срок подачи приёма заявок: до 19 октября (включительно).
Время проведения фестиваля: ночь с 6 на 7 ноября.

Описание

Время

Место

Общая идея фестиваля

Подготовка и реализация фестиваля пройдёт во временном зазоре между октябрём и ноябрём — старым и новым стилем датирования — от объявления участников 25 октября до ночной прогулки с 6 по 7 ноября по улицам Воронежа. Выбор времени и перенос октября (в названии) на начало ноября (фактически) связаны с тем, что большинство политической энергии сегодня тратится на создание ретротопий — образ будущего представим, только как возвращение в прошлое. Сам город и его культура вторят этой политической борьбе фантазмов, мы предлагаем создавать искусство в этих временных и культурных разрывах.
На фестивале мы предлагаем пройтись по маршруту существующих и утраченных культурных точек на карте города (места будут добавляться) от Еврейского кладбища (с могилой Аркадия Давидовича) через «Парящую девочку» и букинистический магазин галереи «Х.Л.А.М.» на проспект революции к ferrum cursores, бывшему Воронежскому центру современного искусства, салон Тамары Сердцевой и 22², находящихся, как и пространства на улице Пятницкого в подвешенном состоянии между сносом и реконструкцией, а закончим «Музеем афористики» комнатой в коммунальной квартире Аркадия Давидовича.

Сюжет

В начале 90-х годов прошлого века на книжные прилавки нашей страны хлынула лавина зарубежной фантастики разного качества. Среди прочего там был последний роман Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре», в котором персонажи готических романов (в духе Шелли, По и Стоккера) играют в игру, суть которой — борьба сил прогресса и реакции. В процессе борьбы потенциально может возникнуть событие или не возникнуть, всё зависит от участников истории и случайности. Чем бы не закончилась история романа — она дала название фестивалю.
Карта фестиваля «Ночь в тоскливом октябре»

Какое искусство мы ждём

Произведения могут быть представлены в любых медиа от перформанса и инструкции до апроприации городского района или использования традиционных медиа (графика, скульптура). Но они должны отвечать ряду технических критериев:
Нам кажется идеальным, когда искусство старается быть незамеченным или хотя бы не имеет острого желания быть видимым. Приведём некоторые примеры искусства, которые кажутся нам подходящими для фестиваля, но повторимся, что это только несколько вариантов «лёгкой и тихой» эстетики, что «приходит в голову навскидку» из всего разнообразия подходов, которые мы можем и не можем вообразить.

Картинки, приведённые здесь — только примеры «подхода» или «настроения». Мы найдём место любому медиуму. Например, для художников, работающих с графикой у нас есть отдельное выставочное решение. Мы проведём бессрочную выставку внутри букинистического магазина. Графические листы (не крупнее А4, чем меньше, тем лучше) мы разместим в подобранные к графике книги. Выставка целиком будет скрыта от глаз, но графику увидят, когда книгу начнут читать.
Начнём со зрителя — идеальный зритель фестиваля — ночной прохожий, бродячий пёс, птица, собирающаяся улетать на зимовку. Большая часть искусства, которую мы представим на фестивале — это случайная (незапланированная) встреча, нужно иметь это ввиду.

Так как у фестиваля предполагается «нулевой» бюджет, то экспонирование (и реализация) произведений будет осуществляться небольшой кураторской командой в партизанских условиях. Художники могут реализовывать свои работы удаленно. Одна часть произведений будет экспонироваться на улице (при любой погоде и ночном освещении), другая часть в самоорганизованных или неприспособленных для экспонирования пространствах.
1. Произведение должно быть легко переслано в Воронеж (СДЭК или Яндекс-доставка), если оно имеет физическое воплощение.
2. Произведение должно беспроблемно разворачиваться силами небольшой команды (если оно нематериально, например, перформанс, инструкция или что-то такое).
3. Произведение должно спокойно относиться к собственной утрате (ввиду погодных явлений, вандализма и прочего) и по возможности включать в себя такую утрату концептуально или материально. Если произведение требуется сохранить и вернуть автору — напишите об этом в заявке.
4. К сожалению, мы не можем оплатить участникам проезд до фестиваля, но, если для реализации проекта необходимо присутствие автора — сообщите это в заявке, совместно мы что-нибудь придумаем.  
5. Мы открыты к совершенно разным предложениям. И с радостью придумаем выставочные решения для большинства медиумов и идей.
George Brecht — Three Lamp Events

Требования к кандидатам

Заявка состоит из следующих частей:

CV и портфолио заявителя (в формате .pdf)
Описание произведения или серии с эскизами или фотографиями готовых работ (в формате .pdf), описание должно содержать общую идею произведения, его механику, а так же технические данные — размеры, варианты экспонирования, необходимые материалы (если требуется). Постарайтесь максимально полно описать что потребуется для осуществления вашей идеи — это поможет избежать недопонимания.
Если у вас есть вопросы, мы с радостью ответим на них, пишите нам на почту info@marginalnotes.ru
В конкурсе могут принимать участие авторы старше 18 лет. Гражданство и место проживания заявителя значения не имеет. Заявки принимаются по адресу info@marginalnotes.ru c темой письма «Ф. И. О. заявка на конкурс».

Объявление победителей состоится 25 октября 2025 года. Победители конкурса получат реализованное произведение на площадках фестиваля, публикацию в физическом и электронном каталогах. Организаторы берут на себя документацию всех проектов и предоставляют материалы художникам после завершения фестиваля.

Требования к заявке