Несколько признаков исчезновения

В течение последних десяти месяцев в мастерской Николая Алексеева проходили занятия по теории и практике современного искусства, важной частью которых была работа над групповыми выставками. Художники и кураторы мастерской уже делали небольшие промежуточные выставки в Stories Gallery, а теперь пришла пора итоговой выпускной выставки. Кураторы выставки «Несколько признаков исчезновения» скрыли двадцать один объект (среди которых — живопись, видео, перформанс, графические серии и процессуальные работы) в сетку веб-макета. Это не уникальное выставочное решение: мы можем вспомнить длинный ряд выставочных проектов с таким подходом (например, «Русская Утопия: депозитарий» Юрия Аввакумова 1997 года в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева или стенд коллекционеров Милы и Дениса Пак на последней Cosmoscow). Выставка заведомо идёт на такую тавтологичность приёма, обнажая диалектику зрения внутри цифровой модернистской сетки.

Художники: Анна Аксенова, Анна Масленникова, Ариша Андреева, Зефир, Валерия Симонова, София Векша, Ирина Вингерманн, Диана Григорьева, Елизавета Копылова, Катерина Акулова, Даша Черкашина, Кира Шилина, Ольга Салковская, Нат Кузьмина, Ольга Сергиец.

Кураторы: Даша Черкашина и Екатерина Крюкова
16 октября — 16 ноября 2025
Без названия
одноканальное видео, 00:00:02
2024
София Векша
Без названия
цифровая живопись
2025
Даша Черкашина
#алоэ-вера
серия из 9 работ 
бумага, уголь, 40 × 30 см
2025
Ольга Салковская
Дыры
цифровая графика, звук
2025
Нат Кузьмина
Без названия
одноканальное видео, 00:00:25
2025
Катерина Акулова
Не больно
фанера, акрил, металл
2025
Ирина Вингерманн
Естество
одноканальное видео, 00:01:32
2025
Ольга Сергиец
из серии «Vanitas»
холст, смешанная техника
70 × 60 см
2025
Кира Шилина
из серии «Vanitas»
холст, смешанная техника
70 × 60 см
2025
Кира Шилина
Разговор
холст, масло, карандаш
2025
Диана Григорьева
Уют под снос
видеоперформанс, 00:10:03
2025
Елизавета Копылова
Без названия
одноканальное видео, 00:00:53
2024
София Векша
Тление
холст, акрил, 90 × 60 см
2024
Зефир
Sequence
одноканальное видео, 00:00:22
2025
Анна Масленникова
Торт монтажно-пенный
со вкусом детской мечты 
одноканальное видео, 00:00:14
2025
Валерия Симонова
Труд без времени:
иллюзия вечности. Врата
цифровое фото
2025
одноканальное видео, 00:02:16
2025
Ариша Андреева
Труд без времени:
иллюзия вечности. Крылья ангела
одноканальное видео, 00:01:30
2025
цифровое фото
2025
Ариша Андреева
Слайд-шоу
одноканальное видео, 00:01:30
2025
Анна Аксенова
Слайд-шоу
одноканальное видео, 00:01:30
2025
Анна Аксенова
Анна Аксенова собирает слайды с триггерящими кенотафами и проецирует их на подвешенную клеенку. Видео переснято с проекции, чтобы создать эффект стороннего наблюдателя и подключить зрителя к коллективному бессознательному полю. 
Sequence
одноканальное видео, 00:00:22
2025
Анна Масленникова
Анна Масленникова создает видео в формате ощущения. Единственное изображение детской аппликации скрывается засвечиванием солнечными бликами, попавшими на линзу объектива. Нежелательный для съемки семейных архивов эффект передает ощущение ускользающих, обрывочных воспоминаний из детства.
Результат
Труд
Труд без времени: иллюзия вечности. Крылья ангела
одноканальное видео, 00:00:57
2025
цифровое фото
2025
Ариша Андреева
Ариша Андреева создала живопись для фестиваля в лесу на поляне Бошарова. Ее работы были подвешены между деревьями и за считанные минуты унесены ветром. Этот природный жест подыграл вопросу проекта автора: ветер развеял художественный объект, а вместе с ним представление предмета искусства как вклада в вечность. 
Результат
Труд
Труд без времени: иллюзия вечности. Крылья ангела
одноканальное видео, 00:00:57
2025
цифровое фото
2025
Ариша Андреева
Ариша Андреева создала живопись для фестиваля в лесу на поляне Бошарова. Ее работы были подвешены между деревьями и за считанные минуты унесены ветром. Этот природный жест подыграл вопросу проекта автора: ветер развеял художественный объект, а вместе с ним представление предмета искусства как вклада в вечность. 
Тление
холст, акрил, 90 × 60 см
2024
Зефир
Художник материализует взгляд. В своей процессуальной работе Зефир раз за разом перерисовывает тепловую карту взгляда зрителя, фиксирующую движение глаза с помощью специальной программы. Следующие зрители смотрят на узор, оставшийся от предыдущего смотрящего. На выставке представлены два взгляда (пятого и шестого зрителей). Цель проекта — поддерживать визуальное тление.
Итерация, №: 6
Зритель: Ярунова Е.
Дата смотрения: 20.11.‎2024
Коммуникатор: Зефир
Дата создания отпечатка: 29.12.‎2024
Итерация, №: 5
Зритель: Плеханов П.
Дата смотрения: 29.10.‎2024
Коммуникатор: Зефир
Дата создания отпечатка: 12.11.‎2024
Торт монтажно-пенный
со вкусом детской мечты 
одноканальное видео, 00:00:14
2025
Валерия Симонова
Работа Валерии Симоновой — видеоарт с объектом, через который художница рассуждает о детской мечте стать принцессой. В составе продукта: монтажная пена, имитирующая нежный крем, цветы пластиковые разноцветные, бисер разной фракции стеклянный, спрятанная под внешними факторами детскость. Изображение в карточке товара может отличаться от готового блюда.
Без названия
одноканальное видео, 00:00:02
2024
София Векша
Видеоработы Софии Векши — перформативное переживание чувств при расставании с любимым человеком. В своих коротких постановках художница демонстрирует, как ощущается буквально разбитое сердце: через боль и неконтролируемую, вынужденную недееспособность. Участие в процессе принимают и мужчины, и женщины. 
Без названия
одноканальное видео, 00:00:53
2024
София Векша
Видеоработы Софии Векши — перформативное переживание чувств при расставании с любимым человеком. В своих коротких постановках художница демонстрирует, как ощущается буквально разбитое сердце: через боль и неконтролируемую, вынужденную недееспособность. Участие в процессе принимают и мужчины, и женщины. 
Не больно
фанера, акрил, металл
2025
Ирина Вингерманн
В своей художественной практике Ирина Вингерманн использует живопись. Через понятный образ растения в ярких красках художница рассуждает о настоящем внутреннем состоянии человека и его проявлении в мир: притворстве с целью самозащиты и неуязвимости. 
Разговор
холст, масло, карандаш
2025
Диана Григорьева
Диана Григорьева создает живопись в меланхоличных тонах, рассказывающую об одиночестве и взаимодействии с другими людьми. Работа «Разговор» — отсылка к «Режиму дня одинокого человека» из «Проектов для одинокого человека» Виктора Пивоварова (1975). Диана изобразила временной промежуток с 19:30 до 21:00 — время для встреч и бесед с другими одинокими людьми.
Уют под снос
видеоперформанс, 00:10:03
2025
Елизавета Копылова
Елизавета Копылова фиксирует уборку в пустом полумертвом доме под снос. Обшарпанные стены, запыленные брошенные объекты, оставленная мебель в лучах яркого солнца соединяются и становятся единой живописной плоскостью, казалось бы, бессмысленного процесса.
Без названия
одноканальное видео, 00:00:53
2024
Катерина Акулова
Катерина Акулова соединяет в цифровом коллаже визуальные и звуковое пространства. Ткань одного из них вибрирует пикселями. Монотонный холод и абстрактность. На фоне шум дороги акцентирует пограничность происходящего. 
из серии «Vanitas»
холст, смешанная техника
70 × 60 см
2025
Кира Шилина
Кира Шилина обращается к барочной эстетике. Мыльные пузыри — частые гости vanitas — превращаются в пену, неизбежно стекают с холста: все бурлит так изобильно, но как будто неважно, оставляя ощущение упущенного мгновения.
из серии «Vanitas»
холст, смешанная техника
70 × 60 см
2025
Кира Шилина
Кира Шилина обращается к барочной эстетике. Мыльные пузыри — частые гости vanitas — превращаются в пену, неизбежно стекают с холста: все бурлит так изобильно, но как будто неважно, оставляя ощущение упущенного мгновения.
Дыры
цифровая графика, звук
2025
Нат Кузьмина
Нат Кузьмина дигитально зарисовывает провалы в земле от оснований крупных станков, фокусируясь на контрастности медиума и ужасающей форме дыр. Зарисовки следов, сопровождаются саунд артом, рассказывая о закрытии Владимирского завода.
Естество
одноканальное видео, 00:01:32
2024
Ольга Сергиец
Ольга Сергиец создает текстовый горельеф с книжным фундаментальным словом «естество», интуитивно отстраняясь от личной изнуряющей рефлексии о поиске идентичности. Скульптурный объект художница помещает на улицу и в течение года ведёт наблюдение за его состоянием. Видео-фиксация художницы становится опытом наблюдения и исследованием границы личного и общественного, внутреннего и внешнего взгляда. 


Художница говорит: «Естество вне тела, под цифровым надзором, совершает переход от человеческого к транс человеческому бытию.»

Длительность проекта — 1 год. Начало 19 ноября 16:29 2024
Предполагаемое окончание — 19 ноября 2025
Без названия
цифровая живопись
2025
Даша Черкашина
На холсте художницы в Adobe  — автопортрет с ноутбуком. Гибрид дигитального и физического тел — состоит из тремора противоречий. Если принять за истину, что портретист изображает прежде всего психологическое состояние, то какого из тел? Во время паузы, требующейся для ответа, через пустые png пиксели прорастает цифровая плоть.
#алоэ-вера
серия из 9 работ 
бумага, уголь, 40×30 см
2025
Ольга Салковская
В своей графической серии художница отправляется на зарисовки в девять неизвестных квартир в разных уголках мира, эти дома объединяет присутствие алоэ на подоконнике. Решётка с точками напряжения в ней — фрагмент невидимой сети, движения мира «в» и «за» ней. 

Книга отзывов

Вы закончили просмотр экспозиции «Несколько признаков исчезновения». Мы будем очень признательны, если вы поделитесь своим опытом. Расскажите о ваших впечатлениях, о том как работает выставка в форме веб-страницы. Если вы столкнулись с техническими трудности, мы попробуем их исправить.